Новое в законодательстве по аттестации педагогических работников

В соответствии со ст. 49 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» взамен приказа Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 принят приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»  далее - Приказ № 196; Порядок). Приказ № 196 зарегистрирован в Минюсте России 2 июня 2023 г. N 73696. 

Какие новации и особенности предусмотрены в новом Порядке?

Рассмотрим раздел I «Общие положения» Порядка.

Согласно подпункту «е» пункта 3 Порядка одной из основных задач аттестации является обеспечение дифференциации (различий) оплаты труда педагогических работников с учетом установленных квалификационных категорий, объема их преподавательской (педагогической) работы либо дополнительной работы.

Положение, связанное с обеспечением дифференциации по оплате труда, усилено п.44 Порядка, предусматривающим сохранение квалификационных категорий при переходе в другую организацию или переезде в другой субъект РФ, которые являются основанием для дифференциации оплаты труда.

Изменения и особенности применения р. II «Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности».

Пунктом 10 Порядка внесено уточнение о проведении аттестации каждого педагогического работника на основе представления работодателя вместо прежнего положения о том, что работодатель «вносит в аттестационную комиссию организации представление».

В целях аттестации в представлении дается только оценка результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Оценка деловых качеств исключена, поскольку связана с личностными качествами человека, формируемыми в процессах воспитания, образования, личностного роста.

Из пункта 14 Порядка исключено специальное указание об учете аттестационной комиссией сведений о прохождении независимой оценки квалификации, которая предусматривается в соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», внесенное в приказ № 276 приказом Минпросвещения России от 23.12.2020 № 767, как не относящееся к оценке результатов профессиональной деятельности педагогических работников.

Уточнен численный состав аттестационной комиссии (не менее чем из 5 человек) (п. 6 Порядка).

В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, а при отсутствии такового - иного представительного органа (представителя) работников организации.

Руководитель организации в состав аттестационной комиссии организации не входит (п. 7 Порядка), поскольку руководитель формирует представление на аттестуемого.

      Пунктом 20 Порядка уточняется, что сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности не вносятся.

Изменения и особенности применения р. III «Аттестация педагогических работников в целях установления первой и высшей квалификационной категории».

В пункте 24 Порядка при аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории, проводимой по их желанию, исключен срок, на который устанавливается квалификационная категория, а это значит, что:

-    устранено не предусмотренное порядком аттестации требование после установления квалификационной категории осуществлять каждые последующие 5 лет формирование нового «портфолио»;

-     в результате устраняется необходимость решать вопросы о сохранении за педагогическими работниками условий оплаты труда с учетом квалификационной категории как это предлагалось по истечении срока действия квалификационной категории:

-     после выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

-     до возникновения права для назначения страховой пенсии по старости;

-     по окончании длительной болезни, длительного отпуска, предоставляемого до одного года;

-     после подачи заявления в аттестационную комиссию;

-     при возобновлении педагогической деятельности после выхода на пенсию, иных периодов, объективно препятствовавших реализации права работников на прохождение аттестации.

      В пункте 28 Порядка появилась обязанность педагогического работника указывать в заявлении результаты своей профессиональной деятельности, что затем будет соотноситься с показателями, предусмотренными пункте 35 или пункте 36 Порядка.

      Для педагогического работника сведения, указываемые в заявлении согласно пункте 28 Порядка, не являются исчерпывающими.

Новации, предусмотренные пунктом 30 Порядка:

- исключен срок, запрещавший проведение аттестации на высшую квалификационную категорию не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории:

- предусмотрена возможность подавать заявления в аттестационную комиссию о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории педагогическим работникам, имеющим (имевшим) по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию.

Новации, предусмотренные пунктом. 31 Порядка:

- установлена обязанность аттестационной комиссии уведомлять педагогических работников не только о конкретном сроке, но и о формах и способах проведения аттестации (к примеру, в очной, заочной форме, в очной форме в режиме онлайн);

- устанавливаются ограничения для подачи педагогическими работниками (по их желанию) дополнительных сведений (не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии);

- без участия закрепляемых специалистов проводится аттестация педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства.

      В пункте 42 Порядка на основании указанных распорядительных актов работодатели вносят соответствующие записи в трудовые книжки педагогических работников и (или) в сведения об их трудовой деятельности.

При этом квалификационные категории, установленные педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, до вступления в силу указанного приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены (Приказ Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196).

Особенности применения р. IV «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник».

Прежде всего, следует учесть, что при аттестации в целях установления первой или высшей квалификационной категории оценивается профессиональная деятельность по должности педагогического работника, а при аттестации в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» или «педагог-наставник» оценивается дополнительная работа, не входящая в должностные обязанности педагогического работника.

Если педагогический работник, претендующий на первую или высшую квалификационную категорию, не должен согласовывать с кем-либо свое заявление или получать от кого-либо дополнительные подтверждения для представления их в аттестационную комиссию, то к заявлению о проведении аттестации в целях установления квалификационных категорий «педагог-методист» или «педагог - наставник» должно быть приложено ходатайство работодателя, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации, сформированное на основе решения педагогического совета образовательной организации (иного коллегиального органа), на котором рассматривалась деятельность педагогического работника, осуществляющего методическую работу или наставническую деятельность,       согласованного с выборным органом соответствующей первичной профсоюзной организации, а в отсутствие такового – с иным представительным органом (представителем) работников организации.

Если при обеспечении дифференциации по оплате труда за наличие первой или высшей квалификационной категории от педагогического работника не требуется выполнение какой-либо дополнительной работы, то наличие квалификационных категорий «педагог-методист» или «педагог-наставник» будет являться основанием для дифференциации в оплате труда только в случае выполнения работы, связанной с методической деятельностью или наставничеством.

Необходимо обратить внимание на пункты 50 и 51 Порядка, в соответствии с которыми квалификационные категории «педагог - методист» или «педагог-наставник» устанавливаются педагогическим работникам на основе показателей деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности (к примеру, методист, старший методист не вправе претендовать на квалификационную категорию «педагог - методист», поскольку их должностные обязанности согласно квалификационной характеристике непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных учреждениях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах).

В связи с принятием Приказ № 196 у педагогических работников и руководителей образовательных организаций могут возникать вопросы по Порядку аттестации педагогических работников.

Все поступающие вопросы от педагогических работников – членов Профсоюза можно направлять в областную организацию Профсоюза.

    ссылка на информацию в разделе НОВОСТИ

Поиск по сайту

    Архивы сайта:
    с 2009 по 2013 г. г. | с 2013 по 2015 г. г.